Алексей Билецкий

Кандидат психологических наук, практический психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч, автор книг и психокоррекционных методик по "Реальной психологии"

Билецкий А.Н.

фейсбуктвитер

Если у Вас есть вопросы,

Я всегда в доступности через:

 

(МТС): 066-766-69-63

(Киевстар): 097-722-56-75

Консультации и занятия проводятся при личной встречи
или
on-line через скайп:

Aleksey Biletsky

 

whitelephantclub@ukr.net

 

страница: www.facebook.com/

whitelephantbabyclub

 

 

 

 

 

 

 Общепринятая возрастная переодизация


Младенчество (до 1 года). Главный вид деятельности в этом возрасте - это интимно-личностное общение с мамой. Ребенок не  воспринимает  себя  как  существо отдельное  и его не воспринимают таковым окружающие. Здесь еще нет «Я», а есть только «Мы» (младенец и мама как единое целое). Именно непосредственная близость мамы и безусловное принятие ей своего ребенка позволяет ему чувствовать себя в безопасности. Благодаря первому году жизни у ребенка формируется базальное доверие или недоверие к миру.

Тревожность, неуверенность, неадекватная самооценка - все результат неправильного отношения к младенцу. Почему так? Девять месяцев ребенок находился в непосредственной связи с мамой через пуповину. Доказано, что после рождения, на энергетическом уровне пуповина не исчезает, а существует как фантом. Поэтому, даже удаление мамы от ребенка больше чем на 1-2 метра воспринимается им как травма безысходности, заставляя его как минимум чувствовать себя неуютно.

Очень важно, также в этот период кормить ребенка грудью: эмоции, непосредственная интимная близость с мамой, тепло и запах тела, - формируют базальное чувство спокойствия и уверенности в окружающем мире.

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет). У ребенка формируется самостоятельность и уверенность в себе. Становление этих важных для личности качеств опять в значительной степени зависит от характера общения с взрослыми. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Трехлетний малыш — уже личность, но еще не настолько взрослая, чтобы обойтись без помощи других, более зрелых личностей.

Задачами ребенка до трех лет, является: приобретение доверия к миру, создание фундамента эмоционального развития, психомоторное развитие (исследование собственного тела, управление им), овладение речью, формирование основ управления вниманием и поведением (способность выполнять инструкции взрослых).

Младший возраст (от 3 до 5 лет). В этом возрасте ребенок активно изучает окружающий мир, подражает взрослым. Он становится вездесущим «почемучкой», маленьким исследователем с живым воображением. К пяти годам жизни каждый из нас должен:

- Развить речь, что является инструментом общения и условием развития познавательной деятельности и личностной сферы.

-  Развить инициативность и активность в окружающем мире.

- Сделать первые шаги в освоении социальных семейных, профессиональных, социальных ролей (игры в «школу», «магазин», «дочки-матери», «профессии»).

-  Активно фантазировать и проявлять творческие способности.

Нужно знать, что только к 5 годам жизни у ребенка формируются зачатки морали или совести («Супер Его»), и поэтому до этого возраста нельзя требовать от ребенка понимания переживаний других детей и взрослых. Как он не способен поднять 10-ти литровое ведро воды, так он и не способен к психическому пониманию переживаний. Взывать к его чувству вины - бесполезно!

Непонимание этого со стороны взрослых, может только спровоцировать формирование у ребенка убеждения в том, что он такой и есть, и привести к соответствующей модели поведения в более старшем возрасте. 

Дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В этом возрасте происходит целенаправленное развитие интеллектуальных навыков и способностей при активном участии со стороны взрослого. Развиваются способности произвольно управлять поведением и вниманием. Происходит осознание собственной половой принадлежности. Формируются навыки общения со сверстниками.

В этот период наиболее важным в жизни каждого из нас становится правильное определение готовности к школе.
Психологическая готовность к школе – сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Но очень часто мотивационная готовность (понимание для чего нужно учиться и желание получать новые знания) ребенка к обучению не учитывается, и его отдают в школу с 6 лет. 

Кроме того, 6-летний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником и не готов к школьному обучению! У него преобладает непроизвольная память (запоминается, главным образом, то, что интересно, а не то, что нужно запомнить); специфика внимания такова, что ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут.

В результате такого раннего перехода к обучению – получение отрицательных оценок, замечаний. Что, в свою очередь, вызывает тревожность, состояние дискомфорта, из-за которых, ребенок часто становится пассивным, бросает начатую работу или требует помощи учителя. Неустойчивость поведения, зависящего от эмоционального состояния, осложняет как отношения с педагогом, так и коллективную работу детей на уроке.

В относительно благоприятных условиях обучения психологическая напряженность обычно начинает уменьшаться через 1,5-2 месяца. В более жестких условиях она сохраняется, вызывая побочные эффекты как в психологическом (неадекватная самооценка, нарушение мотивационной сферы и т.д.), так и в соматическом (нарушение сна, физическое здоровье) планах.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Формируются чувство долга, понятие нравственности и стремление к достижениям. Развиваются навыки общения. Ребенок учится ставить перед собой и решать реальные задачи, у него появляется стремление получать похвалу, положительную оценку своих поступков.

В этом период главным в нашей жизни становиться учебная деятельность, в которой проявляются способности в различных сферах. Происходит активное формирование самооценки. Развитие инициативности и самостоятельности.

В этот период очень важным является знания о природе человека, его психике и о том как эти знания можно использовать каждому из нас на практике, что бы лучше понимать себя и изменять в себе то, что мешает нашему индивидуальному развитию.

Второй особенностью этого возраста, является то, что обучение основано только на том, что нам дают новые знания, но не обучают, как учится самому.

Решение этих двух проблем младшего школьного возраста, позволили бы нам лучше понимать себя и обучаться тому, что нам на самом деле необходимо и соответствует наших индивидуальным способностям и потребностям! 

Подростковый период (от 11 до 15 лет). Определяются планы на будущее, актуальными становятся вопросы: «Каким быть?», «Кем быть?» Складывается мировоззрение. Ребенок в своем поведении часто ориентируется на нормы взрослых. Он становится способным сознательно брать на себя роль лидера в группе сверстников и при необходимости подчиняться им. В этот период происходит начало активного самопознания. Формируется ответственность и самостоятельность. Развиваются индивидуальный познавательный стиль, навыки общения и установления отношений со сверстниками. Начинается профессиональная ориентация.

Юность (от 15 лет до 21 года).  В этот период окончательно происходит психологическое отделение от родителей, обретение психологической независимости. Юноши активно ищут новых авторитетов в мире взрослых (не родителей), принимают ответственность за свою жизнь и последствия своих поступков.

Окончательно определяют для себя приоритетную область интересов (профессиональная ориентация). Обретают устойчивое положение и статус среди сверстников. Ищут единства со сверстниками по интересам. В этом возрасте, каждый человек, начинает решать свои проблемы связанные с физическим взрослением, принимает и осваивает свою половую роль. Происходит активное познание и понимание себя, своих чувств и мотивов своих поступков.

Ранняя взрослость (от 21 до 45 лет). Человек стремится к более глубоким контактам с окружающими. Большое значение приобретают для него удовлетворенность личной жизнью, реализация потребностей в любви, материнстве или отцовстве. Появляется возможность самовыражения в определенной профессии. Это расцвет личности, когда она раскрывается, как цветок.

Средняя взрослость (от 45 до 60 лет). Идет продуктивная и творческая работа над собой. Организуется зрелая, полноценная жизнь, обучается и воспитывается новое поколение. Человек в это время напоминает путника, давно идущего по бесконечной дороге и готового поделиться с каждым, кто встретится на его пути, своим опытом и знаниями.

Поздняя взрослость (более 60 лет). Это период раздумий о прошлом. Жизнь принимается такой, какая она есть. Появляются способность примириться с неизбежностью смерти и понимание того, что она не страшна. Если ранняя взрослость – цветок, то этот этап – плод, упавший на землю и отдающий ей свои семена.

Начиная со зрелости, границы и характеристики этапов жизни человека становятся условными и сугубо зависят от того насколько оптимально каждый из нас смог пройти более ранние стадии.