Алексей Билецкий

Кандидат психологических наук, практический психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч, автор книг и психокоррекционных методик по "Реальной психологии"

Билецкий А.Н.

фейсбуктвитер

Если у Вас есть вопросы,

Я всегда в доступности через:

 

(МТС): 066-766-69-63

(Киевстар): 097-722-56-75

Консультации и занятия проводятся при личной встречи
или
on-line через скайп:

Aleksey Biletsky

 

whitelephantclub@ukr.net

 

страница: www.facebook.com/

whitelephantbabyclub

 

 

 

 

 

 

Возрастные кризисы

 Мы знаем, что каждый этап жизни человека отличается своеобразным сочетанием психологических качеств, которые на этот момент являются главными, но в нашей жизни происходят и кризисы, а это признак того, что пришла пора смены этого главного.

Возрастной кризис – явление необходимое. Если нет его проявлений, значит, на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере нужные психологические качества. Не было бы кризисов – не было бы самого процесса развития. Ведь любое развитие волнообразно и не может идти равномерно. После каждого кризиса идет подъем. Кризис – толчок в развитии новых качеств на каждом из этапов.

Кризисы неизбежны, однако не следует думать, что они непременно должны быть болезненными. Следует иметь в виду, что сроки их наступления, длительность и глубина зависят не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от поведения взрослых.

Для любого человека, очень важно пройти каждый свой кризис с максимальной пользой для себя, иначе травмы, вызванные таким образом, оставляют определенные «шрамы» и «рубцы» в нашей личности.

В психологии выделяются четыре наиболее важные кризиса, которые оказывают огромное влияние на становление личности:
1 год, 3 года, 6-7 лет и 12-15 лет.

Как мы видим, все эти кризисы припадают на детские годы жизни человека, что в очередной раз обуславливает важность именно этого периода для каждого из нас.

Кризис первого года жизни.  Его содержание связано с тремя моментами:

- началом ходьбы, которая для ребенка становитсяосновной формой передвижения в пространстве;

- становлением речи –автономная (непонятная) речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи;

- с первыми актами протеста и оппозиции – ребенок начинает противопоставлять себя другим, поскольку именно в этом возрасте у него происходит выделение собственного «Я» в окружающем мире.

Кризис трех лет - «Я сам». Один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Он устанавливает границы своего «Я», которых до 3-х лет не было и он в любом предмете или человеке видел только продолжение себя.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками). Самыми важными симптомами этого кризиса являются: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, стремление к эмансипации от взрослого, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму.

Кризис шести-семи лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и паясничанье. Ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый». Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу - но боюсь, хочу и то, и другое,надо – но не хочу...). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место «Я» в  этом  мире.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, – будь  то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Кризис 3 лет был связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Произнося: «я сам», ребенок стремился действовать в этом мире, изменять его. Теперь он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребенка не в самом начале обучения, а на год позже, все равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребенка.

Кризис подросткового возраста. Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9-11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают все еще видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска в развитии такова, что данный возраст по праву называют «трудным».

Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание - самопознание, самовыражение и самоутверждение.

Именно с подросткового возраста, мы впервые получаем возможность посмотреть на себя, как бы «со стороны». И только высокий уровень самосознания, развитию которого наше общество вообще не уделяет внимания, позволяет правильно сопоставить увиденное, таким образом, с тем, что мы думаем о себе.