Алексей Билецкий

Кандидат психологических наук, практический психолог, психотерапевт, бизнес-тренер, коуч, автор книг и психокоррекционных методик по "Реальной психологии"

Билецкий А.Н.

фейсбуктвитер

Если у Вас есть вопросы,

Я всегда в доступности через:

 

(МТС): 066-766-69-63

(Киевстар): 097-722-56-75

Консультации и занятия проводятся при личной встречи
или
on-line через скайп:

Aleksey Biletsky

 

whitelephantclub@ukr.net

 

страница: www.facebook.com/

whitelephantbabyclub

 

 

 

 

 

 

Полоролевая идентификация

Первой особенностью, которая нас определяет, является наш пол. Ведь еще до рождения, все родители рефлексируют и выбирают свои предпочтения - родить мальчика или девочку, а потом с нетерпением ждут УЗИ, чтобы наконец-то узнать пол своего ребенка.

Почему? Да как минимум для того, чтобы подобрать одежку, цвет комнаты, мебель и т.д. Но главное, конечно – это воспитание, которое должно соответствовать полу ребенка. Ведь от него зависит, как ребенок усвоит характерные особенности психологических черт и поведения для людей своего пола.

Ребенок сначала осознает свою принадлежность к полу, затем у него формируется социальный идеал полоролевого поведения, отвечающий его системе представлений о наиболее положительных чертах конкретных представителей данного пола. Поэтому ошибки, недосмотры и простое банальное незнание родителей приводит к нарушению полоролевой идентификации – искажению правильного формирования личности ребенка определенного пола.

Именно родители с самого детства начинают влиять на формирование половой идентичности ребенка, которая заключается в единстве поведения и самосознания, причислении себя к определенному полу и ориентации на требования соответствующей половой роли. Осознание ребенком своей половой роли (идентичности) включает в себя, с одной стороны, полоролевую ориентацию, представление ребенка о том, насколько его качества соответствуют ожиданиям и требованиям мужской или женской роли, а с другой — полоролевые предпочтения, какую половую роль (идентичность) ребенок предпочитает. Половая роль при этом выступает в виде системы предписаний, модели поведения, которые должен усвоить индивид, чтобы его признали мужчиной или женщиной (мальчиком, девочкой).

Больше об этом в статье:

Стадии психосексуального развития по З.Фрейду

 

Мужчина и Женщина – разные!

Посмотрите на себя в зеркало. Убедились?

И это только первичные половые различия (различия строения физического тела). Наш образ и процесс мышления, интенсивность и устойчивость проявления эмоций так же отличаются изначально! Наши роли как женщины и мужчины для развития общества, со своими правами и обязанностями, также отличаются. Поэтому нужно их знать!

Женщина – хранительница очага

Она обеспечивает комфортную обстановку в доме и поддерживает то душевное тепло, которое позволяет мужчине отдохнуть после трудовых подвигов, восстановить силы.

Женское предназначение – быть заботливой и любящей матерью, передавать детям моральные ценности, а также хранить мир, гармонию в семье. Женщина вдохновляет мужчину на новые достижения, создает условия, которые способствуют успешной реализации его предназначения.

Мужчина – охотник, добытчик

Его энергия направлена на внешние достижения: построение успешной карьеры, обеспечение своей семьи всем необходимым, активную деятельность для достижения поставленных целей.

Мужчина чувствует в себе потребность заботиться о семье, защищать, оберегать ее: от бедности, от внешней угрозы, от жизненных трудностей. Он придает своей семье достойный социальный статус. Принимает решения и берет ответственность за свою жену и детей.

Каждый ребенок рождается на свет и не может жить без мамы. Именно она его кормит, греет теплом тела и души. Кроме такого женского тепла, ребенку ничего не нужно в первые годы его жизни.

Папа и мужская энергия в жизни ребенка ощущается гораздо позже, когда появляется необходимость структурировать, ограничивать нежелательные и поощрять желаемые внешние проявления в его развитии. Именно поэтому женская природа и её роль в жизни в корне отличны от мужской.

Мужчина не может существовать без женщины!

Благодаря ей, он появляется на свет, она его воспитывает и дает первый опыт отношений. Женщины играют огромную роль в жизни мужчины. Женщина – как питательная почва, в которой развитие мужчины идёт гораздо качественнее.

Мужчине необходима вера, поддержка и забота женщины, так же, как женщине необходима любовь и благодарность мужчины.

Иными словами, влияние женщины столь велико, что в её силах как вдохновить и мотивировать своего мужчину на любые подвиги, так и из успешного мужчины сделать неудачника. Разумеется, мужчина должен влиять на женщину и делать ее счастливой, но женщина по-настоящему может быть счастливой только во внутренней, семейной жизни.

Именно мужчина добывал огонь, так необходимый для нормального существования. Но ему нужно было охотиться, а для этого ему нужна была ответственная хранительница очага, в которой он бы был уверен и чувствовал поддержку.

В свою очередь, ответственной и мудрой женщине нужен был такой мужчина, в котором бы она была уверена, что в то время, когда она хранит домашний очаг, он не вернется домой без добычи. Она должна была быть уверена, что в доме всегда будет пища и шкуры для одежды.

Мужчина и Женщина - две части одного целого. Да, именно части, а не половинки, притом разные, но в то же время одинаково важные и необходимые.

Отражение этих слов заложено в одном из основных символов древнекитайской натурфилософии Инь и Ян, который обозначает, что женское и мужское взаимодополняют друг друга и не могут существовать друг без друга.

Целью человеческого существования, таким образом, является найти баланс и гармонию между этими двумя началами как внутри себя, так и в отношениях с противоположным полом.

С чего же начать?

Главное – это взять ответственность за свое тело на себя и признать неоспоримые отличия между женщиной и мужчиной, которые и делают нас таковыми!

 

 

Методика половозрастной идентификации                      Н.Белопольской:

Уже в дошкольном возрасте у детей складываются определенные: представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом.

Это знание основывается на усвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях.

Следовательно, можно заключить, что исследование поло - возрастной идентификации может дать важный материал об уровне психического развития конкретного ребенка.

РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДИКИ   ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ:

Методика предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста.  Предназначена для детей от 4 до I2 лет.

Стимульный материал. Используется два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости.  Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости. Исследование проводится в два этапа. Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале, другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.

Процедура. Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребёнку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят:  «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?»  Можно последовательно указать на 2- 3 картинки и  спросить: «Такой? (Такая?)». Однако, в случае такой подсказки не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует  настоящему образу ребенка в момент исследования.  Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим  полом и возрастом. Отмечаем это в протоколе (форма протокола с вариантами заполнения дана в Приложении). Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях устойчивых можно продолжать исследование.

В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: “Меня здесь нет”, эксперимент продолжать  нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.  После того, как ребенок выбрал первую картинку, ему даётся дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: ‘Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?” Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так чтобы получилось начало для возрастной последовательности. Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором  первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает  картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются  самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может  помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.

Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в  возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.  На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем,  Я-привлекательном и Я-непривлекательном. 

Процедура. На столе перед ребенком лежат обе последовательности картинок. Та, которую ребенок составил (или последовательность, соответствующая полу ребенка) лежит непосредственно перед ним, а вторая немного дальше. В том случае, когда составленная ребенком последовательность существенно неполна (например, состоит всего из двух карточек) или содержит ошибки (например, перестановки), именно она находится перед ним, а остальные карточки в неупорядоченном виде располагаются чуть в отдалении. Все они должны быть в поле его или ее зрения.

Ребенка просят показать, какой образ последовательности кажется ему самым привлекательным.

Пример инструкции: «Еще раз внимательно посмотри на эти картинки и покажи, каким бы ты хотел быть». После того, как ребенок указал на какую-либо картинку, можно задать ему 2-З вопроса о том, чем этот образ показался ему привлекательным.

Затем ребенка просят показать картинку с самым непривлекательным дня него возрастным образом.

Пример инструкции: «А теперь покажи на картинках, каким ты ни за что не хотел бы быть».  Ребенок выбирает картинку, и, если выбор ребенка не очень понятен экспериментатору, то можно задать ему вопросы, уточняющие мотивы его выбора.

Результаты обоих выборов фиксируются в протоколе.

Регистрация, анализ и интерпретация результатов выполнения методики.

Для регистрации хода выполнения методики рекомендуется использовать бланки протокола, приведенные в Приложении 2. В них размечены позиции правильной половозрастной последовательности, против которых указывается выбор ребенка, также зарезервированы позиции для отметки положительных и отрицательных предпочтений. Выбор «идентичного» персонажа отмечается крестиком в кружке, остальных - простым крестиком.

Пропущенные позиции отмечаются знаком минус, а при нарушении последовательности в соответствующей позиции указываются номера выбранных карточек. Например, если дошкольник правильно идентифицировал себя и свой предыдущий статус, но поставил юношу позади мужчины, а карточку со стариком отложил в сторону, то его результат записывается как

1
младенец

  2
дошкольник

3
школьник

4
юноша

5
мужчина

6
старик

+

+

+

5

4

-

Выбранные привлекательные и непривлекательные образы обозначают порядковым номером картинки в последовательности.

Например:


Непривлекательный образ                  Привлекательный образ
                   4                                                                      6                  .

Полезно регистрировать также непосредственные высказывания и реакции ребенка в процессе выполнения данной ему инструкции и его ответы на вопросы экспериментатора о мотивах того или иного выбора. Анализ результатов выполнения методики «Половозрастная идентификация» нацелен на выявление возрастных, индивидуально-личностных и патологических особенностей детей.

Учитываются возможности ребенка к идентификации себя с обобщенным половым и половозрастным образом, к определению своих прошлых и будущих половозрастных ролей и построению полной последовательности образов. Получаемые при этом данные несут информацию о степени сформированности Я-идентичности ребенка и генерализации этого знания на других людей и на собственный жизненный путь.

На предпочтения ребенка при построении половозрастной последовательности, как и при выборе привлекательного и непривлекательного образов последовательности, оказывают влияние социальная ситуация развития ребенка, его опыт и другие существенные факторы его жизни. Адекватность или неадекватность этих предпочтений, аргументация, приводимая детьми для объяснения их выборов, помогают выявлять скрытые эмоционально-аффективные комплексы ребенка, некоторые особенности самосознания и мотивы его поведения.